Онлайн-школа Zolotareva Ceramics

Как выбрать керамическую массу

Чтобы правильно подобрать массу под вашу задачу, а не перебирать все подряд, важно понимать, чем массы различаются и как читать их характеристики.

Итак, массы различаются:

1. Температурой обжига.

Все массы делятся условно на низко- средне- и высокотемпературные, информация разнится от источника к источнику, за рубежом принята более "высокая" классификация (низкие массы до 1150, средние до 1280 градусов и высокие уже 1280 и выше), у нас чаще все, что выше 1200 градусов уже записывают в высокие, но важно не это, а то, чтобы возможности вашей печи соответствовали требованиям массы.

Температурная вилка, указанная на массе (например, 1000-1240 градусов) не означает, что можно выбрать любую точку в этом промежутке): для понимания, подойдет нам эта масса или нет, нам важная верхняя точка - именно в ней, как правило, масса приобретает минимальное водопоглощение, максимальную прочность и цвет, заявленный производителем. Редко, но бывает так, что у массы относительно большой (градусов 60-100) промежуток, в котором водопоглощение достаточно низкое, и можно не дожигать до самой верхней точки, поэтому внимательно читайте характеристики производителя.

Чаще все же речь идет о последних градусах двадцати этого интервала, поэтому нет смысла брать высокую массу и обжигать ее на низкие температуры: она не проявит свои свойства, не наберет нужную прочность, будет пористой и хрупкой. Если только, конечно, это не было вашей изначальной задумкой для какой-то художественной работы (потому что для посуды такой вариант категорически не подходит).
Изображение
2. Цветом

Смотреть нужно на описание и на фото пробников, но не на цвет массы в брикете (после обжига цвет массы может сильно измениться, существуют даже массы черные в сыром виде, но белые после обжига). На сайтах обычно представлены образцы масс, обожженные на разные температур. 

Например, черные массы достигнут своей максимальной насыщенности именно на предельной температуре обжига, а недожженные будут выглядеть серыми.

Сейчас есть массы очень широкого спектра оттенков, но нужно иметь в виду некоторые нюансы:

- Любая масса, отличная от белой, скорее всего будет влиять на цвет глазури, особенно на полупрозрачные. 

- Пигменты некоторых цветных масс могут вступать в реакцию с глазурью в обжиге и приводить к неожиданным результатам (делайте пробники!). Например, массы с ощутимым содержанием марганца часто приводят к пузырению глазури на низких температурах обжига (отчасти эта проблема решается корректировкой режима).

- Среди средних и высоких масс достаточно сложно найти супер-белую. Обычно «белые» массы от 1100 и выше - это кремовые или сероватые вариации. Зато среди низких попадаются очень белые составы. Ну и фарфор, конечно, бывает очень высокой белизны

- Также не самая простая история и с черными массами. Чаще всего черепок будет уходить в коричневый или синевато-синий, это связано с пигментами (чаще всего в черных массах есть или марганец или кобальт или разное их процентное сочетание плюс другие металлы).

- Из предыдущего пункта вытекает сложность в глазуровке "черных" масс бесцветкой. Обязательно делайте пробники с разными вариантами глазурей, в том числе с цветными прозрачками, потому что подобрать покрытие, под которым масса не уйдет в откровенный коричневый или зеленый - не самая простая задача.

- Насыщенность и оттенок обожженного на политой обжиг черепка может иногда довольно сильно колебаться в зависимости от обработки поверхности. Лощение и отсутствие на поверхности изделия шамота скорее всего сделают оттенок более темным и насыщенным. А замывка (особенно если масса с шамотом) и какая-то фактура - наоборот, более светлым и невыраженным.

Справа на фото отличный пример изменения фактуры и цвета: светлый сегмент замыт влажной губкой после сушки, правый - сильно залощен в кожетвердом состоянии.
Немного о тортах